В телеграм-каналах Приангарья стали появляться сообщения о невыплатах зарплат работникам здравоохранения и образования. Это так называемые бюджетники – защищенные донельзя. Даже в случаях тяжелейшего экономического кризиса деньги на зарплаты бюджетников – святое. Потому задержки выплат учителям и врачам – крайне плохой признак для экономики любого региона. Но значит ли это, что бюджет одного их крупнейших промышленных регионов летит в пропасть?
Контекст. Лето 2025 года запомнится не только долгой и изнурительной жарой на улицах. Это последние месяцы перед важнейшими в истории выборами губернатора региона. Почему они могут стать такими, «Издание» уже рассказывало. Потому любую информацию, особенно в телеграм-каналах (которые в Приангарье по-прежнему считают чуть ли не главным инструментом политтехнологий), стоит проверить дважды.

Так вот, во всем известном канале губернатора появились сообщения с жалобами о невыплате зарплат работникам здравоохранения.
Факт 1. Таких комментариев появилось сразу несколько и под одним сообщением. Два из них – от людей без аватаров, два пришли одновременно, хотя тема и не самая обсуждаемая. А это –признаки возможной атаки ботов. С другой стороны, и бюджетников в регионе – немало. Сказал один – подхватили другие.
Факт 2. И на него обратили внимание некоторые пользователи (а может, боты, запущенные в ответ). Никакой конкретики. Люди обычно так не жалуются. Под тем же сообщением есть комментарий об отключении света и испорченных из-за этого продуктах. И там указаны все необходимые данные.
Факт 3. Сообщение появилось в канале губернатора 16 июля в 16:50, комментарии – спустя примерно полчаса. А некоторые околополитические блоги стали рассказывать о тревожных звоночках рано утром того же дня.
Факт 4. Пресс-служба губернатора активно отбивается, в основном, через те же каналы, давая разъяснения. Зарплаты учителям и врачам платят, задержка составляет всего несколько дней.

Вывод: Атака это или нет, задержки зарплат никто не отрицает. Кассовый разрыв существует. По пояснениям, данным официальными структурами, причина задержки – высокая нагрузка на бюджет из-за летних отпусков медработников и школьных преподавателей. И тут возникает вопрос: первый раз все массово идут в отпуск летом? Правда в том, что ситуация такова из года в год. Но только нынче бюджет Иркутской области оказался не готов к этому периоду. Возникает вопрос: почему?
Причина 1. Непростые времена. Да, мы знаем, как часто все об этом говорят. Простых времен мы, видимо, уже не увидим. Но последние три года и правда непростые, и чем дальше – тем больших денег бюджетам всех уровней стоит специальная военная операция. На плечах регионов – восстановление подшефных территорий (для Иркутской области – это город Кировск в Луганской Народной Республике), социальная поддержка бойцов и их семей (по данным наших источников – более 5 млрд рублей в 2024 году, в 2025 заложено столько же, а потребуется больше).
Причина 2. Высокая ключевая ставка. Экономисты все время говорят о ней, и ничего дальше не происходит. Поэтому рассказываем, что это значит для региона. Тут все просто: у бюджета своих денег нет, это налоги. И большую их часть платим не мы с вами, вопреки расхожему мнению, а предприятия. И если предприятие, предположим, не заплатило налог, то денег в казне нет. Это нормальная ситуация, которая складывается периодически – кассовый разрыв. Все, как в нашем кошельке. Время обязательного платежа настало утром, а зарплата придет только вечером. Тогда мы обращаемся к заемным средствам. И регион точно так же. Только занимает регион куда большие суммы, но у тех же коммерческих банков. Стандартная ставка в таких случаях – ключевая плюс 1 или 2 процентных пункта, то есть сейчас прокредитоваться регион может под 21-22%. В масштабах миллиардов рублей начисленные проценты – просто космос. Именно из-за высоких ставок и особенностей кредитования бюджетов субъектов минфин лишний раз в долг не берет. Да и что говорить, банки даже по стандартной ставке кредитовать субъект не хотят.
Причина 3. Долговая яма. В 2024 году из-за тех причин, которые мы уже описали выше, появилась еще одна. До конца декабря 2024 регион не смог расплатиться со всеми подрядчиками – от общепита, который обслуживает фуршеты, до строителей, которые возводят школы и дороги. Оплачивать эти долги пришлось уже в 2025 году. А по закону, все, что оплачено в 2025 году – выделяется из сметы 2025 года. Так и вышло, что в этом году мы рассчитались за то, на что не хватило в прошлом. По некоторым данным, сумма этого долга превысила 20 миллиардов рублей. Это почти 10% всего бюджета. Отсюда и кассовые разрывы – один за одним. Каждый месяц оплата услуг подрядчиков задерживается до сих пор. Поэтому оснований не доверять учителям и врачам, которые жалуются на несоблюдение сроков выплат, в целом нет. Особенное если учесть, что часть бюджетников – сотрудников подведомственных учреждений – столкнулась с невыплатами зарплат еще несколько месяцев назад.

Так что информационная война идет, и ситуация с кассовыми разрывами играет на руку оппонентам действующей власти. Но списывать все жалобы на злых оппозиционеров – это слишком. Проблема, хоть и искусственно раздувать ее масштаб совершенно не стоит, все же есть.


