Берегоукрепление Цесовской набережной начнется осенью

Берегоукрепление Цесовской набережной начнется осенью

Накануне стало известно, что управление капительного строительства Иркутска нашло подрядчика на берегоукрепление Цесовской набережной Ангары. 23 июля заключен контракт, с 1 августа начнутся работы. И они влетят в копеечку – стоимость проекта – 1,5 миллиарда рублей. Но почему делать это важно?

Речь идет об обустройстве участка от Глазковского моста до мемориала «Вечный огонь». Подрядчик должен выполнить вертикальное крепление стальным шпунтом участка берега, находящегося под водой, подготовить железобетонную основу для обустройства двух ярусов пешеходных зон, вынести инженерные сети, смонтировать локальные станции для очистки ливневых стоков.

photo_2025-07-23_20-22-54-1024x768
Вид с бульвара Гагарина на Глазковский мостАвтор: "Издание"

Проект (…) позволит защитить береговую линию от размыва и дальнейшего разрушения. Это существенный шаг в формировании единой набережной в Иркутске. Берегоукрепление даст основу для последующего благоустройства прибрежной зоны Ангары на этом участке. В результате мы увеличим протяженность существующих прогулочных зон”

цитирует пресс-служба мэра Иркутска Руслана Болотова.

Действительно масштабный и трудозатратный проект. Но это – только подготовка. Главная цель – создание единой набережной Ангары с пешеходной зоной практически по всему Иркутску. Это 11 километров от плотины Иркутской ГЭС до устья Ушаковки.

Почему так важна Цесовская набережная?

Во-первых, это один из закрытых для прохода участков. В свое время она была центром общественной жизни. Это сейчас часть улиц закрыта, и их приходится обходить стороной. А раньше на этом отрезке набережной находились самые необходимые заведения – храмы и бары.
Совсем рядом когда-то заложили Иркутский острог. Вся набережная, по сути, – Иркутский кремль.

Здесь расположились первые церкви, находилась городская казна (амбары), строились переправы через Ангару. И называлась эта улица прежде Береговой.
В этом месте располагалось и первое питейное заведение, и пользовалось оно не меньше популярностью – простояло более ста лет.
Во второй половине XIX века появилась телеграфная станция на 65 абонентов, располагался городской театр.

Еще одно знаменательное для горожан место – Курбатовские бани, которые начали работу еще до революции, а закрылись в 1980-х.
Здесь важно заметить: в 1879, 1890, 1895 годах центр Иркутск охватывали мощнейшие пожары. Часть истории города даже невозможно восстановить, потому что в пожарах были утеряны и архивные документы. Пострадали торговые ряды, церкви – весь деревянный Иркутск. Именно тогда были приняты решения о строительстве многих каменных зданий для защиты от возможных пожаров.
Начало XX века – время промышленного преобразования. В эти годы развернули инфраструктуру Иркутского водопроводного хозяйства.

В 1900 году выпущена первая продукция пивоваренного завода, который тоже работал здесь, на Цесовской набережной. Позже стал выпускать дрожжи. Кстати, еще одно знаменитое предприятие – чаеразвесочная фабрика, единственная за Уралом.
В 1910 году здесь была построена первая Центральная электростанция города Иркутска (или просто ЦЭС).
В 1917-м в одном из зданий (его сейчас занимает служба по охране объектов культурного наследия) проходили бои между красноармейцами и восставшими юнкерами.

В советский период, в 1930-1940 годы, в особняке размещались различные организации, занимавшиеся строительством моста через Ангару.

635f44e02c6df_small
635f442aacfba_small
635f44283ca1c_small
635f44292cf3b_small
635f442a202e6_small
Проект Цесовской Набережной, Институт территориального развития

Проект реконструкции набережной

В нулевых на Цесовской набережной не осталось ни одного предприятия, последним закрылся дрожжевой завод. Здания опустели и стали ветшать без хозяйского присмотра. И уже в 2010-х в городе впервые заговорили о реконструкции.

В это время к 350-летию города благоустроили участок Нижней Набережной от «Вечного огня» до улицы Декабрьских Событий, готовили к открытию 130-й квартал, который до сих пор считается одним из лучших архитектурных проектов в России. На волне восстановления исторического облика города в современном исполнении не могли обойти стороной и Цесовскую набережную. Но и столь масштабные инфраструктурные проекты для провинциального города были уж слишком амбициозны. Все же благодаря нескольким федеральным программам Нижнюю Набережную регулярно ремонтируют. Делать это позволяет, прежде всего, как раз берегоукрепление 2012 года.

Действительно масштабный и трудозатратный проект. Но это – только подготовка. Главная цель – создание единой набережной Ангары с пешеходной зоной практически по всему Иркутску. Это 11 километров от плотины Иркутской ГЭС до устья Ушаковки.

Почему так важна Цесовская набережная?

Во-первых, это один из закрытых для прохода участков. В свое время она была центром общественной жизни. Это сейчас часть улиц закрыта, и их приходится обходить стороной. А раньше на этом отрезке набережной находились самые необходимые заведения – храмы и бары.
Совсем рядом когда-то заложили Иркутский острог. Вся набережная, по сути, – Иркутский кремль.


Здесь расположились первые церкви, находилась городская казна (амбары), строились переправы через Ангару. И называлась эта улица прежде Береговой.
В этом месте располагалось и первое питейное заведение, и пользовалось оно не меньше популярностью – простояло более ста лет.
Во второй половине XIX века появилась телеграфная станция на 65 абонентов, располагался городской театр.


Еще одно знаменательное для горожан место – Курбатовские бани, которые начали работу еще до революции, а закрылись в 1980-х.
Здесь важно заметить: в 1879, 1890, 1895 годах центр Иркутск охватывали мощнейшие пожары. Часть истории города даже невозможно восстановить, потому что в пожарах были утеряны и архивные документы. Пострадали торговые ряды, церкви – весь деревянный Иркутск. Именно тогда были приняты решения о строительстве многих каменных зданий для защиты от возможных пожаров.
Начало XX века – время промышленного преобразования. В эти годы развернули инфраструктуру Иркутского водопроводного хозяйства.


В 1900 году выпущена первая продукция пивоваренного завода, который тоже работал здесь, на Цесовской набережной. Позже стал выпускать дрожжи. Кстати, еще одно знаменитое предприятие – чаеразвесочная фабрика, единственная за Уралом.
В 1910 году здесь была построена первая Центральная электростанция города Иркутска (или просто ЦЭС).
В 1917-м в одном из зданий (его сейчас занимает служба по охране объектов культурного наследия) проходили бои между красноармейцами и восставшими юнкерами.


В советский период, в 1930-1940 годы, в особняке размещались различные организации, занимавшиеся строительством моста через Ангару.

Проект реконструкции набережной

В нулевых на Цесовской набережной не осталось ни одного предприятия, последним закрылся дрожжевой завод. Здания опустели и стали ветшать без хозяйского присмотра. И уже в 2010-х в городе впервые заговорили о реконструкции.

В это время к 350-летию города благоустроили участок Нижней Набережной от «Вечного огня» до улицы Декабрьских Событий, готовили к открытию 130-й квартал, который до сих пор считается одним из лучших архитектурных проектов в России. На волне восстановления исторического облика города в современном исполнении не могли обойти стороной и Цесовскую набережную. Но и столь масштабные инфраструктурные проекты для провинциального города были уж слишком амбициозны. Все же благодаря нескольким федеральным программам Нижнюю Набережную регулярно ремонтируют. Делать это позволяет, прежде всего, как раз берегоукрепление 2012 года.

Так выглядит карта ремонтов с 2012 года до наших дней. Все они проходили в периметре от улицы Ленина до реки Ушаковки.

Спустя несколько лет администрация Иркутска объявила о намерениях Цесовскую набережную все же реконструировать. Начались масштабные общественные обсуждения, депутатские слушания.

В 2016 году рассматривали возможность построить концертный зал, но позже от этой идеи отказались. Началась разработка проекта. В 2018 году администрация даже провела конкурс проектов благоустройства. Но окончательного решения принято так и не было.

Проект представили публике в 2020-м. Правда, это была просто идея, а не техническая документация, готовая к исполнению. Профинансировать все необходимые изыскания был готов частный инвестор (называть не будем, но он у всех на слуху, и не стесняется своего участия в процессе). Помимо общественной территории проект включал жилую застройку, реконструкцию исторических зданий, строительство гостиничного комплекса. Работал над идеей японский архитектор из мирового ТОП-5 – Кэнго Кума. Это был его первый проект в России.

В 2021 началась реконструкция Курбатовских бань. Правда, сохранить остов здания не получилось – весь кирпич был заражен грибком, показали лабораторные исследования. Зато инвестор решил восстановить фасады. Завершить эту работу планировали к концу 2022 года, но затянулась реконструкция до 2024. А в восстановленном здании расположился самый дорогой в Иркутске отель.

Но надежда на создание единого пространства набережной Ангары, которое и было первоначальной целью всего проекта, еще остается. В конце концов, проект за последние пять лет прошел несколько изменений, получил одобрение всех экспертиз, и даже контролируется на федеральном уровне. Финансирование и реализация берегоукрепления для создания «Единой набережной» вошли в Постановление Совета Федерации по развитию Иркутской области. А это значит, что контроль со стороны всех профильных органов этому проекту обеспечен.

Область и город «скидываются» на берегоукрепление. Безусловно, этого недостаточно для комфортного отдыха жителей и гостей столицы Приангарья – необходимо благоустройство. А этот проект пока существует только в картинках частных инвесторов. И большой вопрос, в какую именно инфраструктуру они будут вкладывать, вед, что ни говори, инвестиция предусматривает дивиденды.

Похожие материалы

Сегодня в Иркутской области прозвучат сирены и громкоговорители
Общество

Сегодня в Иркутской области прозвучат сирены и громкоговорители

В МЧС России сообщили, что 1 октября по всей стране включат сирены и громкоговорители, Приангарье – не исключение.

Один день водителя мусоровоза в Иркутске
Общество

Один день водителя мусоровоза в Иркутске

В осеннем Иркутске еще не рассвело – на улице раннее октябрьское утро, пришли первые холода. За три года работы Виталий привык начинать свой день рано.